Апр 12

Консультация для родителей «Неизвестная Вселенная»

Консультация для родителей детей старшей группы детского сада   Неизвестная Вселенная

Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей. В этот период ребенок активно познает мир. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой.  Многие даже не представляют, как можно обо всем этом понятно и доступно рассказать ребенку.  Но от этого космос  не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звездное небо.

Прежде  всего, нужно определиться с чего же все-таки начать.  Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца.  Объяснить ребенку насколько Земля меньше Солнца, можно привести пример арбуза и горошины. Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу.  Если у вас дома есть глобус, то используя настольную лампу или фонарик, вы  расскажете  о том, почему день сменяет ночь,  на смену зиме приходит весна и лето и т.д.  Когда ребенок интересуется космосом, лучше объяснять ему на простых примерах, он все поймет, если вы будете разговаривать с ним на понятном ему языке, не увлекаясь космической терминалогией. Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую вас информацию. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты, взять в библиотеке или магазине книги, рассказы, написанные для детей.

Запомнить все планеты Солнечной системы поможет считалочка  «На Луне жил звездочет»:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун,

Девять, дальше всех – Плутон,

Кто не верит – выйди вон!

Считалочка – своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребенка, ведь дети играют не только игрушками, но и своими мыслями и словами. Если  вы  найдете для своего ребенка немного времени, можно изготовить модель Солнечной системы из пластилина и листа картона темно-синего цвета.

Создайте вместе с детьми на потолке звездное небо из светящихся  объемных космических фигур, вы увидите, какой будет восторг! Посмотрите с детьми видеофильм о космосе и космонавтах. Вы удивитесь, поняв, насколько интересная наука Астрономия! Не зря Солнце, Луна, звезды притягивали человека с древних времен. Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве.

 

 

(телескоп своими руками)

Апр 12

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом».

Консультация для родителей

на тему:

«Знакомим ребенка с космосом».

 

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

                                                    К. Циалковский

 

Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка.

Еще бы! Им впервые удалось  летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!

За это  время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

 

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

 

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Апр 05

Рекомендация по теме недели «Профессии»

Уважаемые родители!

Чтобы дети лучше усвоили лексическую тему «Профессии» 

1.  Проведите с ребенком экскурсию в магазин. Побеседуйте о том, что там продаются. Обратите его внимание на то, чем занимается продавец, и научите произносить слова: продавец, продает, взвешивает, весы, пакеты. Произнесите эти слова сами, потом вместе с ре­бенком, потом пусть он сделает это сам.

2. Проговорите с ребенком предложения. При этом следите за тем, чтобы он говорил четко и ясно.

  • Продавец продает …………………..
  • Продавец взвесил …………………….
  • Продавец положил …………………….. в пакеты.
  • Продавец положил …………………………. на весы.

3.  Рассмотрите с ребенком картинку, на которой изображен продавец.

Пусть малыш расскажет, кого он видит на картинке, чем занимает­ся продавец: «Это магазин. В магазине работает продавец. Он взвешивает ка­пусту».

4. Поиграйте с ребенком в магазин. Вы будете покупателем, а он -продавцом. Активизируйте речевую деятельность ребенка, пусть он как можно больше говорит, настаивайте на том, чтобы он говорил предложени­ями, а не отдельными словами. Похвалите малыша, если он будет использо­вать в игре новые слова.

  • Покупатель. Уважаемый продавец, какие овощи у вас есть?
  • Продавец. У нас есть картофель, лук, капуста, морковка.
  • Покупатель. Взвесьте мне, пожалуйста, капусту. Какого она цвета? Она большая у вас?
  • Продавец. У нас капуста зеленая, большая (небольшая).
  • Покупатель. А что это у вас лежит, я плохо вижу, длинное и оранже­вое?
  • Продавец. Это морковка. Она вкусная и полезная.
  • И т.д.

Мар 29

Рекомендация по теме недели «Цветы»

Уважаемые родители!

Чтобы дети лучше усвоили лексическую тему «Цветы»

1. Убедитесь, знает ли ваш ребенок полевые цветы — ОДУВАНЧИК, РОМАШКУ, ВАСИЛЕК, КОЛОКОЛЬЧИК, МАК. Объясните, почему цветы не нужно рвать. Поупражняйте ре­бенка в узнавании и назывании цветов, используя рисунок.

Пусть он сначала покажет цветы по вашей просьбе, а потом назовет их. Покажите ре­бенку, что у каждого цветка есть стебель, лепестки, листья. Обратите его внимание на разные цвет, форму лепестков и листьев цветов.

2. Рассмотрите с ребенком цветы на картинке. Проверьте, знает ли он на­звания основных цветов. Предложите ребенку ответить на вопросы следую­щим образом:

  • Взрослый. Покажи желтые цветы. Как они называются?
  • Ребенок. Одуванчик
  • Взрослый. Покажи белые цветы. Как они называются?
  • Ребенок. Ромашка.
  • Взрослый. Покажи красный цветок. Как он называется?
  • Ребенок. Мак.
  • Взрослый. Покажи синий цветок. Как он называется?
  • Ребенок. Колокольчик, Василёк

3. Поиграйте с ребенком в подвижную игру. Для этого сначала выраз­ительно прочитайте текст, четко выговаривая слова, и покажите движе­ния. Затем предложите малышу сделать это с вами. Поощряйте ребенка, ес­ли он будет проговаривать стихотворение.

Одуванчик

  • Как воздушный шар на ножке,       Встать на носочки, сомкнув руки над головой.
  • Одуванчик у дорожки.                    Два раза сделать наклоны влево — вправо.
  • Одуванчик — шарик белый.           Опять подняться на носочки.
  • Дунул я, и улетел он.                      Подуть, округлив Побежать в любую сторону.

4. Прочитайте ребенку потешку. Старайтесь говорить четко и выраз­ительно. Помните, что вы для него — образец для подражания. Кроме того, малыш лучше воспринимает интонированную речь.

  • Дождик, дождик, припусти!
  • Дай цветочкам подрасти.
  • Лей, лей веселей,
  • Землю-матушку полей.

5. Дайте ребенку лист голубой бумаги, кисточку, белую и зеленую гуашь. Предложите ему нарисовать одуванчики. Вы изобразите листики, а ребенок нарисует зеленые линии — стебельки и белые кружки на них. Покажите, как правильно закрасить кружки, чтобы получились белые шарики. По­хвалите юного художника за очень красивую картину, на которой цветы получились как живые.

Мар 29

Консультация для родителей «Укусы насекомых»

Консультация для родителей

«Укусы насекомых»

 

Укусы комаров

В летнее время, в особенности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. При этом на месте укуса появляются припухлость, покраснение, зуд, иногда настолько сильный, что дети становятся беспокойными, плохо спят. Расчесывая кожу после укусов, дети могут занести инфекцию, в результате чего возникают гнойничковые заболевания.
Место укуса нужно обработать нашатырным спиртом или нанести на него кашицу из питьевой соды  воды.
* Зубная паста с мятой, нанесенная на обработанную ранку, охладит и снимет зуд.
* При множественных укусах дать ребенку антигистаминный препарат,
например, кларитин (в таблетках или сиропе – в зависимости от возраста).
И еще: во избежание инфекции нужно следить, чтобы руки ребенка были чистыми, а ногти – коротко остриженными.
Как избежать:
Старайтесь не гулять с ребенком в местах скопления комаров – вблизи
водоемов и болот, во влажных лесах. Если же маршрут все же предполагает
встречу с маленькими кровопийцами, позаботьтесь, чтобы одежда закрывала
ручки и ножки ребенка, и не была слишком яркой. Малюток в колясках нужно
защищать с помощью специальных противомоскитных сеток. Окна в
помещениях также нужно оборудовать такими сетками.

Если вы хотите защитить ребенка и от укусов, и от солнечных лучей,
помните, что совместное использование репеллентов и солнцезащитных
кремов не рекомендуется! Такое сочетание оказывает обратный эффект, и
ребенок рискует быть обгоревшим от солнца и покусанным насеком

Нередко последствия укусов насекомых (пчёл, ос, шмелей) очень серьёзны. Обычно после укуса развивается аллергическая реакция, с которой связано немало неприятностей. Особенно опасно, если пчела (оса, шмель) случайно залетела в рот и ужалила  в язык или, что ещё хуже, в глотку или гортань. Отёк тканей, который развивается после этого, угрожает жизни человека, так как может полностью перекрыть верхние дыхательные пути. Помочь в таком тяжёлом случае в состоянии только врач, поэтому надо немедленно доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, где ему введут необходимые лекарства.

Укусы пчел, шмелей, ос


Опасность этих насекомых заключается в том, что, защищаясь, они
оставляют жало в ранке и вместе с ним – яд. Осы являются более
агрессивными, и вероятность того, что ужалят они, чем пчелы и шмели,
выше.


Как помочь:


* Если малыша ужалила пчела, оса или шмель, в первую очередь нужно
удалить жало. Для этого нужно с нажимом провести ногтем или тупым ножом
по коже, как бы выталкивая жало из раны, затем поддеть его и осторожно
извлечь.
* К пострадавшему месту следует приложить что-нибудь холодное – это остановит всасывание яда и облегчит боль.
* Ужаленное место нужно смазать антигистаминным препаратом наружного
действия – например, фенистилом. Если под рукой такого средства не
оказалось, следует смазать место раствором чайной соды или разбавленным
уксусом (примерно 3%).
* Если ребенок ведет себя беспокойно, дать ему антигистаминный препарат внутрь.
* В случае повышенной температуры дать ребенку жаропонижающее средство.
Родителям нужно знать, что у многих людей яд жалящих насекомых может
вызвать сильную аллергию. Опасности при этом подвергаются не только
кожные покровы, но и внутренние органы. Если состояние ребенка вызывает у
вас опасение, вызовите «скорую» или отвезите ребенка к врачу. Тревожные
симптомы аллергии на яд:


* Тошнота, рвота;
* Слабость, потеря сознания;
* Сыпь, волдыри, отек;
* Увеличенные лимфоузлы;
* Удушье.


Кроме того, в случае укусов в область головы или шеи, ребенка также нужно показать врачу – даже если он хорошо себя чувствует.


Как избежать:


* Не гулять вблизи мест, где потенциально могут быть скопления пчел, шмелей и ос.
* Не разрешать ребенку ходить босиком по траве
* Следить за гигиеной малыша. Липкие после мороженого, фруктов или
конфет личико и ручки повысят интерес жалящих насекомых к вашему малышу.
* Маме на время прогулки лучше отказаться от духов со сладким цветочным или фруктовым ароматом

Если ребенка укусил клещ

 

Маленькие и ужасные клещи относятся к разряду кровососущих насекомых. Они намного зловреднее комаров и слепней. Их, скорее всего, можно отнести к паукообразным нежели к насекомым, потому, что у них восемь лапок, а не шесть, как у всех представителей этого вида.

 

Уже в мае, когда начинает пригревать солнышко, клещи просыпаются. Охотиться они любят в дождливую прохладную погоду. В жару – прячутся. Излюбленные места обитания клещей – заросли малины, молодой березняк, осинник, лесные пастбища. На сквозняках и солнце, а также в сухих сосновых борах и светлых рощах паразитов практически не бывает. Пиком активности их укусов являются середина мая – конец июня.

 

Встреча с клещами может ожидать ребенка повсюду – в лесу или парке, на поляне или даче. Везде, где есть трава или растут кусты и деревья.

Лесной клещ «домосед». Самостоятельно он не может преодолевать большие расстояния. Затаившись на веточке, листике или в траве, он терпеливо дожидается свою потенциальную жертву. Как только она оказывается в зоне его досягаемости и он может дотянуться до нее лапкой, клещ цепляется за ее одежду или кожу и начинает свое перемещение по телу, ища, где бы ему присосаться.

Клещи присасываются на открытые участки тела. Их излюбленными местами являются:

— часть головы, поросшая волосами;

— внутренняя поверхность бедер;

— область пупка.

Облюбовав приглянувшееся ему место, клещ проникает своим «хоботком» в кожу, добираясь до кровеносных сосудов, и начинает сосать кровь. При этом он постепенно погружается под кожу так, что видна только его толстая попка. Укусы этих маленьких и хитрых жучков безболезненны, потому что в его слюне содержится обезболивающее вещество. В ранку, на месте укуса, клещ выделяет большое количество слюны. Вместе с ней в организм ребенка попадают микробы, а также возбудители различных инфекций, например, энцефалита (заболевание центральной нервной системы) или болезни Лайма.

 

Так, что же нужно сделать, если осмотрев ребенка, вы обнаружили присосавшегося к нему клеща?

  1. Не надо паниковать!
    2. Впившегося паразита надо полностью удалить, соблюдая при этом осторожность, чтобы не оторвать хоботок, находящийся в коже.  Для этого:
    — промойте укушенное место марлевой салфеткой, тампоном из ваты (желательно стерильными) или чистым носовым платком, смоченными в любом спиртовом растворе;
    — пальцами или при помощи пинцета захватите тельце клеща максимально близко к головке;
    — аккуратно раскачивая, легкими круговыми движениями против часовой стрелки, осторожно извлеките клеща из тела ребенка;
    — если же головка клеща, все-таки, застряла в коже, извлеките ее, как занозу, с помощью стерильной иглы;
    — ранку, оставшуюся после удаления клеща, обязательно продезинфицируйте перекисью водорода и зеленкой.
    3. ВАЖНО! Если ребенок подвергся укусу клеща, обязательно обратитесь за медицинской помощью в ближайшую детскую больницу или травмпункт, где ребенку сделают прививку противоклещевого иммуноглобулина.

 

 

Мар 29

Консультация для родителей «Лекарственные растения»

Консультация для родителей «Лекарственные растения»

Всем хорошо известна фитотерапия. С лечебной и профилактической целью используют либо растения в целом, либо их отдельные части: корни, корневища, клубни, луковицы, листья, цветки, стебли, кору, почки, плоды, ягоды и семена.

Лекарственные растения применяют в свежем виде, в виде порошка из высушенных и измельчённых растений или путём извлечения из растений действующих веществ, подвергая их несложной обработке. Растения используются для приготовления настоя, отвара, настойки, вытяжки или сгущённой вытяжки. В качестве растворителей в народной фитотерапии помимо воды и спирта использовались пиво, уксус, вино, мёд, молоко различных животных, масло.

Для внутреннего приёма лекарственные травы назначают в определённой дозировке, как лечебные препараты, а пищевые лекарственные растения для приготовления напитков, салатов или в качестве приправы к различным блюдам.

Как наружное средство лекарственные растения используются в народной медицине для приготовления ванн, компрессов, обтираний, примочек, полосканий, мазей, пластырей, в виде обёртываний простынёй, смоченной в настое трав, а также путём прикладывания отдельных частей растений или пасты из них к больным местам.

Фитотерапия в народной медицине была основным видом лечения. Флора земли – огромная, неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Общее количество лекарственных растений насчитывает более 12000 видов.

Лечение целебными травами всегда привлекало к себе внимание человека. Терапевтическая эффективность растений обусловлена содержанием в них большого комплекса разнообразных и сложных по своему химическому составу и терапевтическому воздействию активно действующих веществ. Это алкалоиды, гликозиды, полисахариды, эфирные масла, органические кислоты, антибиотики, витамины, химические элементы, дубильные вещества, пигменты, аминокислоты, смолы, жирные масла и др. Эти вещества с успехом используются в лечении и профилактике при ряде заболеваний.

Сейчас, в период повышенной заболеваемости, необходимо использовать средства на основе лекарственных растений для профилактики гриппа, ОРЗ у детей и взрослых.

Мы знакомим детей с лекарственными растениями: аптечная ромашка, зверобой, подорожник, земляника, малина, смородина, крапива, лук, чеснок, липа, берёза, дуб, рябина, калина, василёк, календула, мать-и-мачеха, ландыш майский, цикорий, шиповник и др. Вооружаем их знаниями о том, как не допустить заболеваний органов дыхания.

Целебные свойства лекарственных растений обусловлены действующими или фармакологически активными веществами – алкалоидами, гликозидами, сапонинами, танинами, ферментами, витаминами, гормонами, фитонцидами. Первоначальные познания в области лечения травами носили эмпирический характер и передавались из поколения в поколение устно. В древнейших памятниках письменности встречается немало сведений об использовании растений в лечебных целях.

Очень много информации о лекарственных растениях дает нам Греческая литература: у греков сложилась самобытная медицина, а кроме того, они пользовались некоторыми лекарственными средствами, заимствованными у других народов. Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древний Греции Гиппократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, которые тогда применялись в медицине. Он считал, что лекарственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффективны.

До нашего времени дошло значительное количество сочинений (рукописных и печатных), содержащих описания лекарственных растений и способов их применения.

Перед применением лечебных средств надо посоветоваться с врачом.

Мар 29

Консультация для родителей «Интересные факты о насекомых»

Интересные факты о насекомых

Для большинства городских детей деревня – живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ. Наблюдая за букашками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать.

10 интересных фактов о насекомых:

  1. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».2. Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость — даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.
  2. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!
  3. Пчелки, шмели и осы — насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

    5. Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

    6. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

  4. Главный вредитель для дачного огорода — колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.
  5. Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.
  6. Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.
  7. Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

Мар 22

Рекомендация по теме недели «Комнатные растения»

Уважаемые родители!

Чтобы дети лучше усвоили лексическую тему «Комнатные растения»

Рассмотрите вместе с ребенком комнатные растения, которые есть у вас дома. Расскажите, для чего они нужны, как за ними надо ухаживать. Объ­ясните, что комнатные растения украшают дом, делают его более уют­ным, очищают воздух, но для того чтобы комнатные растения хорошо росли, их нужно поливать, опрыскивать, рыхлить землю в горшках, «подкармливать» растения удобрениями. Пусть ребенок поможет вам уха­живать за комнатными растениями.

2. Научите ребенка произносить названия: кактус, герань, толстячка, розан .

Сначала произнесите эти слова сами, потом хором с ребен­ком, затем предложите сделать это малышу самостоятельно. Если у вас есть возможность, покажите эти растения ребенку. Пусть сначала он покажет их по вашей просьбе, а потом и назовет.

3. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями вышеупомянутых растений. Пусть он показывает и называет их. Обратите внимание малыша на названия под картинками и на заголовок над ними.

4. Прочитайте ребенку стихотворение, которое позволит ему запомнить названия комнатных растений. Постарайтесь выучить стихотворение с ма­лышом. Сначала подсказывайте ему, а потом пусть он попробует рассказать стихотворение самостоятельно.

  • В нашей группе на окне,
  • Во зеленой во стране,
  • В расписных горшочках
  • Расцвели цветочки.
  • Вот розан, герань, толстянка,
  • Колких кактусов семья.
  • Их польем мы спозаранку —
  • Я и все мои друзья.

Мар 22

Консультация для родителей «О чем говорят растения»

«О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» — цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится  с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за тое суток до дождя. Его «слезки» —  избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10-11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем.  Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду ? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле в 9-10 часов раскрывают  лепестки лесная фиалка, кислица, в мае – лесная лилия, лилейник, в июне-июле – эшшольция, ноготки.

Если дошкольное учреждение с круглосуточным пребыванием детей, посадите на клумбе душистый табак и маттиолу.   Весь день цветки душистого табака будут полураскрыты, а к 20 часам вдруг проснутся, раскроются, засветятся белыми крупными звездами (есть и другие тона – розовый, темно-красный, но белые в сумраках выглядят эффективнее), и «поплывет» над клумбой терпкий аромат. Позднее, в 21 час, нежный и прямо запахнут мелкие лиловатые цветки маттиолы. Очень полезно понюхать на сон грядущий, чтобы сны снились приятнее.

При желании можно составить более подробный список растений, раскрывающих и закрывающих цветки в разное время в разные месяцы, и высадить их на клумбе. Есть еще в XVIII веке любители растений могли устроить такие часы, то у вас должно получиться еще лучше?

Но вернемся к нашему первому провожатому по весенней земле – к золотым цветкам мать-и-мачехи… она может служить не только барометром, это еще и прекрасное лекарственное растение.

Примечание.  Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы  ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно.

В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же  борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный —  ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!

 

Мар 19

Консультация для родителей «Птицы — наши друзья»

«Птицы — наши друзья». Консультация для родителей

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно.

У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых.

Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья.

Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить.

Люди давно уже придумали, как помочь зимой птицам. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас.

В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки.

На Руси много есть праздников. Одним из них — «Синичкин день», который по народному календарю выпадает на 14 ноября и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. А гостям всегда рады. И встречает их синичка.

Чем кормят птиц зимой:

Снегирь- семена деревьев, ягоды рябины, калины;

Дятел- желуди, семена деревьев;

Воробей- хлебные крошки, пшено, ягоды;

Сорока- зерно;

Синица- сало, пшено, зерно;

Ворона- всеядна.

ПОСЛОВИЦЫ О ПТИЦАХ.

«Без первой ласточки весна не обходится».

«Всякая птица к своей стае летит».

«Молодой воробей учится чирикать у старого».

«Не велика птичка- синичка, и та свой праздник помнит».

«Синичка- воробью сестричка».

«Увидел скворца- весна у крыльца».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна —

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин

Предыдущие сообщения «